Свет в интерьере современной квартиры

Современное проектирование и дизайн квартир обязательно учитывают роль освещения в создании гармоничного интерьера. Достаточная освещенность не только подчеркивает дизайн помещения, но и создает комфортные условия для работы и отдыха. Свет зрительно увеличивает пространство, хорошо очерчивает предметы, способствует целостному восприятию дизайнерского замысла. Однако важно, чтобы освещение было продуманным, гармонично сочетало особенности естественного и возможности искусственного света для выявления композиционного и эстетического замысла художников и архитекторов, создавших проект.

Боковое освещение

Естественное освещение в жилых и общественных зданиях может быть верхним и боковым. Последнее чаще используется в общественных зданиях. Недостатком бокового освещения является невозможность увеличить глубину помещения. При глубоких комнатах с боковым освещением для равномерной и достаточной освещенности необходимо пропорционально увеличивать высоту помещений. На практике это не всегда реально и сопряжено с определенными экономическими трудностями, поэтому глубина помещений с естественным боковым освещением обычно не превышает определенных значений. Другие недостатки бокового освещения – неравномерное рассеивание света и возникающие тени от предметов, нарушающие гармонию интерьера.

Боковое освещение

Верхнее освещение

Более равномерную освещенность помещения дает верхнее освещение. Однако данный тип можно использовать только в одноэтажных зданиях, либо на верхних этажах многоэтажных домов. Подобные условия ограничивают применение верхнего освещения. Вне зависимости от типа и вида естественного освещения, огромное значение имеет форма оконных проемов. Окна играют важную роль в создании внутреннего интерьера, а также влияют на восприятие наружного экстерьера здания в целом. Кроме того, оконные проемы должны решать первоочередную задачу – пропускать в помещения световой поток заданного объема. Расположение окон, их количество и форма тесно связаны не только с внешними параметрами здания, но и с внутренней организацией пространства. Дизайн предусматривает разнообразные решения для окон, которые могут как гармонировать с общей композицией и полностью соответствовать ей, так и находиться в нарочитом противоречии, если того требует художественно-эстетический замысел. В некоторых случаях намеренное противопоставление освещения композиции помещения является дополнительным способом подчеркнуть решение интерьера и оригинальность мышления дизайнера.

Искусственное освещение

Наряду с естественным освещением, в помещениях жилого и общественного назначения широко применяется искусственное. В его область задач входит не только поддержание на оптимальном и комфортном уровне освещенности помещения, но и полноценное раскрытие архитектурно-художественного замысла, заложенного в изначальный проект. Для того чтобы обеспечить в помещении нормальный световой режим в любое время суток, дизайнеры и архитекторы работают совместно с инженерами-светотехниками. Ими производятся необходимые расчеты, основанные на стандартных параметрах и характеристиках, заложенных в проект здания или сооружения. Освещение как способ реализации эстетических замыслов авторов проекта интерьера требует специального подхода. Обязательно определяется и рассчитывается характер распространения света в интерьере помещения. Учитываются также особенности источников искусственного света – мощность, размер, спектр. Архитектор работает с данной информацией на всех этапах проектирования и создания интерьера. Грамотное расположение источников света, варьирование мощности освещения, количества светильников поможет решить не только практические, но и художественные задачи. Хорошая освещенность помещения, соответствующая его размерам и назначению дает психологический комфорт людям, находящимся в нем.

Красивая современная люстра


Организация искусственного освещения может производиться разными способами. Основными являются несколько подходов. Освещение помогает подчеркнуть основные особенности дизайна внутреннего пространства, источники искусственного света заставляют по-иному воспринимать интерьер, скрывая его недостатки и выделяя достоинства. Кроме того, освещение позволяет воспринимать пространство так, как это запланировано архитектором, изменяя стандартное для большинства людей визуальное восприятие. Чтобы добиться поставленных целей, архитекторы используют специальные приемы, правильно распределяя яркость освещения и выбирая соответствующие цветовые решения пространства. Отдельные приемы основаны на специфике цветового восприятия человеком отдельных зрительных образов. Могут использоваться оптические эффекты и иллюзии, зрительные ассоциации. Например, из двух помещений равной площади большим будет казаться то, которое более равномерно освещено. Комната с темными углами визуально всегда меньше такой же, но хорошо освещенной. Кроме того, плоскость помещения, в которой располагается световое пятно, зрительно приобретает дополнительный объем. В отличие от затемненных поверхностей, которые выглядят плотными и тяжелыми, освещенные кажутся легкими, не перегружающими пространство.

Источники света

Для правильного освещения важно цветовое решение комнаты. Выбирать цвета интерьера следует в зависимости от спектра ламп, которые будут установлены в источники света. Для ламп дневного света со световым потоком холодного спектра выигрышными станут холодные цвета и оттенки, для обычных ламп накаливания с теплым светом следует выбрать теплые цвета. При выборе расположения светильников в комнате следует также учитывать эффект наложения света, который проявляется при смешении прямого и отраженного света от источников освещения. При этом появляются совершенно новые оттенки и цвета, варьируя интерьерные решения.


Оригинальный светильник - лучший источник света


Искусственное освещение в интерьере также должно подчеркивать структуру пространства и выявлять объем. Немаловажно, чтобы источники света помогали в полной мере раскрыть особенности зонирования пространства и планировочные решения, проявить характер и обозначить форму всех предметов интерьера. Решать эти вопросы можно как в совокупности, так и по-отдельности, уделяя внимание какой-то одной задаче. Для реализации дизайнерских и архитектурных замыслов используется общее искусственное освещение и источники местного света. Все осветительные приборы в интерьере помещения можно условно разделить на две основные группы. Первые – точечные или плоские светильники, которые крепятся на потолок, пол или стены или монтируются непосредственно в них. Вторые представляют собой светильники-бра на кронштейнах выносного типа, имеющие мягкие шнуры. Наиболее равномерное освещение помещения можно получить, используя светящиеся потолки. Этот эффект получают с помощью совмещения светильников прямого и отраженного света, расположенных на потолке и стенах и вынесенных в пространство интерьера. Встроенные светящиеся потолки имеют светильники, которые углублены в пространство потолка. Они закрыты специальным материалом, помогающим рассеивать свет или экранирующей решеткой. Светящийся потолок способен в значительной мере зрительно увеличить высоту помещения. Интерьер и все предметы, расположенные в комнате, будут равномерно освещены, отсутствие теней позволит грамотнее решить задачу целостного восприятия интерьера комнаты. Недостатком светящегося потолка может быть некоторая монотонность восприятия, возникающая, если светящийся потолок является единственным способом освещения пространства.


Современные потолочные светильники


Светящиеся потолки могут иметь несколько схем. Согласно первой, светящаяся часть полностью занимает потолок. Вторая предполагает расположение источников света в центральной зоне, а третья предусматривает смещение зоны света от центра помещения. Получить в помещении светящийся потолок можно также при использовании отраженного света. Светильники располагаются в специальных пазухах карнизов, расположенных по периметру комнаты, либо монтируются в специальные выносные конструкции. Прямой свет в этом случае направляется на потолок, отражается от него и освещает помещение. Использование отраженного света возможно при соблюдении определенных технических условий. Между лампами должно выдерживаться установленное расстояние, потолок должен быть свободен от технических коммуникаций и иметь достаточную преломляющую способность, то есть, хорошо отражать падающий свет. Если в помещении широкий горизонтальный потолок с двусторонним расположением светящихся карнизов, соотношение ширины комнаты к расстоянию от карниза до потолка должно находиться в пределах 5:7. Хорошие светоотражающие свойства имеют куполообразные и сводчатые потолки.

Освещение отраженным светом

Освещение отраженным светом создает эффект расширения пространства. Однако расход электроэнергии не позволяет считать данный способ наиболее рациональным. Возможны и иные решения. Например, зрительно отдалить плоский потолок можно, если поместить на передний план затемненные элементы. Контраст яркостей будет способствовать зрительному эффекту отдаления. Известный эффект “невесомого” потолка создается с помощью внутренней подсветки подвесной конструкции. Подсвечивать можно конструкции, выполненные в виде геометрических фигур – квадратов, ромбов, дисков. Однако следует помнить, что наличие подвесных конструкций зрительно уменьшает вертикальный объем, поэтому подобный прием используется в общественных помещениях с достаточно высокими потолками – кинозалах, торговых центрах и т.д. Еще одним способом освещения является вырезанный потолок. При этом в подвесном потолке проделываются вырезы различной конфигурации. Из них отраженный свет подается в помещение. В концертных залах вырезанный потолок выполняется в виде падуг, выполняя одновременно разные задачи, одна из которых – освещение помещения, а другая – улучшение акустики помещения. Простая или сложная форма падуг по-разному воспринимается и влияет на общую концепцию интерьера.


правильный выбор светильников и ламп


Чтобы усилить эффект светящихся потолков, дополнительно применяются точечные светильники или отверстия для выхода света. Встроенные светильники, оснащенные лампами накаливания, служат источниками направленного света, выносные светильники могут давать как направленный, так и рассеянный свет, в зависимости от их вида. Однако следует помнить, что одни только лишь точечные светильники не могут давать достаточного количества света для освещения комнаты и требуют обязательного совмещения с другими видами осветительных приборов и приемов. Использование точечных светильников широко распространено в интерьерах общественных зданий, где они крепятся на кронштейны, подвесы разной формы, выполненные из разных материалов. Так как одиночные светильники в помещении дают тень, это приводит к световым иллюзиям, ухудшающим целостное восприятие интерьера. Использование групп точечных светильников позволяет избежать этого. Современные материалы позволяют создавать группы светильников, функциональные и удобные, создающие комфортную освещенность.

Помещения большого объема, сложные по организации пространства и функциям обычно сочетают в себе источники света разного типа. Грамотно спроектированное освещение помогает добиться визуальных эффектов, корректирует недостатки пространства, отражает специфику отдельных зон. Использование разных источников искусственного освещения в фойе, залах, вестибюлях также способствует созданию определенного настроения, соответствующего обстановке и ситуации. Однако выбор технических решений для организации освещения требует соблюдения противопожарных, гигиенических, светотехнических и иных требований, предъявляемых к освещению квартир, офисов и общественных зданий.